УСТАМИ ВРАЧЕЙ.РФ — это медицинский интернет-проект, исключительной особенностью которого является то, что обо всех известных заболеваниях и состояниях организма человека рассказывают профессионалы своего дела.

Кто такой имбецил, или 4 группы причин умственной отсталости

Сколько раз на улицах и в общественных местах мы слышали это слово – имбецил. Но мало кто на самом деле представляет, что означает это ругательство, применяемое в основном среди молодых людей. Являясь сугубо медицинским термином, слово «имбецил» характеризует наличие у человека выраженного недостатка интеллектуальных функций.

Понятие определения имбецил и статистика встречаемости

Слово имбецил имеет латинское происхождение: imbecillus – так называли в древние времена слабых, больных и нежизнеспособных младенцев, от которых в скором времени избавлялись.

Имбецильность является психическим заболеванием, возникшим в результате нарушения онтогенеза (развития организма на этапах формирования). Проявляется имбецильность недоразвитием, прежде всего, интеллектуальных функций и клинически соответствует умственной отсталости умеренной и тяжёлой степени (согласно Международной Классификации Болезней 10-го пересмотра).

Следует также отметить, что выделяются не только психические факторы, но и облик самого человека, характерная внешность, сложение тела. Возможны задержка физического развития, пороки органов и частей тела (головы, конечностей, внутренних органов). Так, с самого раннего детского возраста проявляются разнообразные нарушения и особенности развития. Имбецил, как правило, имеет ограниченный лексикон, представленный простыми отдельными словами. Мышление конкретное, нет воображения и образного представления. Имбецилы не располагают широким кругом знаний, но могут обучиться начальным навыкам чтения и счёта при хорошей педагогической работе.

Постановка диагноза олигофрении осуществляется на основании IQ. Показатель IQ 31 – 49 соответствует умеренной умственной отсталости, а 20 – 34 – тяжёлой. Психический возраст останавливается на уровне 6 – 9 лет при средней степени, и 3 – 6 лет при тяжёлой.

Реальное количество больных трудно подсчитать в рамках отдельно взятого региона страны. Это зависит не только от выявляемости заболевания, критериев диагностики, но и от особенностей культуры, социума, действующей системы образования и воспитания. Так, распространённость умственной отсталости колеблется в пределах 1 – 3 % от общего количества населения.

Механизм развития имбецильности

Итак, имбецильность наступает из-за нарушения онтогенеза. Что же кроется за этими словами? Кто такой имбецил на самом деле?

Онтогенез является процессом развития организма со своими стадиями и этапностью, постепенным усложнением предшествующей структуры. Это касается не только физической составляющей, но и психических функций. Т.е. человек, прежде чем повзрослеть и стать личностью, проходит ранний, дошкольный, школьный и пубертатный периоды (до 18 лет). До этого возраста происходит закладка основных навыков и умений. Психическое развитие имеет огромную связь с наследственностью, генетикой, конституцией, а не только с воздействием условий окружающей среды (семья, воспитание, обучение, социум). Так, у каждого человека формирование нервной системы происходит в индивидуальном темпе.

Механизм развития имбецильности

Дизонтогенез – это поломка, проблема, затруднения на одном из этапов развития как физического, так и психического. К психическому недоразвитию и относятся варианты умственной отсталости. В основе этого механизма — поражение головного мозга и нарушение мозговой деятельности на самых ранних этапах развития. Более редкими вариантами проблемы являются нарушения функций периферических анализаторов, таких как зрение и слух, или в корне неправильное воспитание родителей.

Умственная отсталость является примером тотального недоразвития психической сферы с выраженным дефектом интеллектуальной составляющей. Это достаточно широкое, ёмкое и корректное, с медицинской точки зрения, понятие.

Основные причины состояния

Этиология имбецильности, как и любого другого варианта недоразвития интеллекта, включает в себя комплекс факторов. Это не только наследственные, но и внешние причины. И их действительно огромное множество!

  1. Насчитывают более 400 вредных агентов, которые могут привести к нарушениям ещё в утробе матери. Ведь формирование нервной системы очень тонкий и чувствительный процесс.
  2. Опасности могут встретить малыша и при самом рождении: гипоксия в родах, длительный безводный период, обвитие пуповины, многоплодная беременность, инфекции, токсины, травмы и т.д. Самой частой причиной патологии считают алкоголизацию матери во время беременности. Формируется синдром «алкогольного плода», который нарушает формирование клеток головного мозга, приводит к немощному состоянию впоследствии.
  3. Наследственность и генетическая предрасположенность также находятся не на последнем месте в списке причин недоразвития психики. Хромосомные заболевания, мутация генов дают свои негативные плоды, передаваясь из поколения в поколение. Причём цитогенетическим путём возможно выявить лишь небольшую их часть.
  4. Действие средовых факторов: не соответствие условий воспитания и проживания малыша необходимым нормам, что является огромным препятствием для развития навыков и обычных физиологических процессов.

Основные причины состояния

Стадии (степени тяжести патологии)

Различают осложнённые и неосложнённые случаи психического недоразвития. Также клинически имбецилы могут подразделяться на 2 категории относительно типа темперамента: торпидные – заторможенные, апатичные, безразличные ко всему и эректильные – легко возбудимые, раздражительные, активные.

Стадии имбецильности определяются соответственно уровню интеллектуального развития человека.

  1. Лёгкая имбецильность соотносится с IQ в пределах 35 – 49, что относится к психическому возрасту 6 – 9 лет. Мышление лишено абстракции, воображения нет. Могут присутствовать физические дефекты развития. Человек может владеть простыми навыками самообслуживания, выполнять некоторые несложные арифметические действия, читать.
  2. Тяжёлая стадия имбецильности характеризуется IQ 20 – 34, возраст на уровне 3 – 6 летнего ребёнка. Мелкая моторика пальцев рук развита слабо, что является причиной невозможности ухода за собой. Словарный запас скудный, слова отдельные, конкретные. Такие люди требуют постоянного ухода и контроля за состоянием.

Клинические проявления имбецильности

Имбецилы имеют конкретное мышление. Оно примитивно, словарный запас резко ограничен. Память, внимание, воображение, волевой компонент недоразвиты. Высшая познавательная деятельность при имбецильности невозможна из-за когнитивного дефицита.

Клинические проявления имбецильности

С первых лет жизни недостаточность процессов мышления проявляется в нарушенной познавательной деятельности. Мелкая моторика рук развивается плохо, зрительные и слуховые рефлексы формируются позже и искажены. В 2 – 3 года детей с интеллектуальной недостаточностью определяют медленное овладение навыками обслуживания, отсутствие познавательного интереса к окружающему, примитивная игра с предметами в виде манипулирования. Такие дети с трудом находят общий язык со сверстниками, не понимают правил игр.

В дошкольном возрасте детей с имбецильностью больше привлекают подвижные, нецеленаправленные игры. Эмоции примитивны. При вступлении в школьную жизнь всё больше выражаются интеллектуальные проблемы. Внимание, память и концентрация снижены, учёба даётся с трудом.

Имбецилы понимают речь окружающих людей, но сами оперируют лишь небольшим набором слов в пределах нескольких десятков понятий. Форма речи простая в виде коротких фраз, грамматический строй неправильный. В тяжёлых случаях речь отсутствует, а речь окружающих людей не воспринимается.

Лица с нетяжёлой формой имбецильности могут быть обучены простейшим навыкам ухода за собой, несложным трудовым действиям, элементарным арифметическим действиям и чтению.

Процесс обучения обязательно должен сопровождаться положительной мотивацией таких лиц, ведь имбецилы чувствуют связь с родными и радуются их похвале. Это очень беззащитный контингент людей, они наивны и доверчивы, пассивны в принятии решений, склонны к подражанию и перенятию поведения окружающих. Важно создать благоприятное окружение и оградить их от асоциальной компании.

Диагностика

Диагностика

При оценке умственных способностей важно полагаться не только на клинические данные, но и на объективную оценку уровня интеллекта. Широко используется тест Векслера, а общепринятым показателем является коэффициент интеллекта или IQ. В России существует специальный адаптированный тест для детей 5 – 16 лет. Для детей более раннего возраста имеются различные методики для определения уровня нервно-психического развития.

Вместе с этим проводится клиническое определение полноты словарного запаса, прочности памяти, отвлекаемости внимания, наличия нарушений поведения, оценивается уровень владения навыками самообслуживания.

Дифдиагностика с другими схожими заболеваниями

Огромное количество наследственных заболеваний с генетическими аномалиями и нарушением обменных процессов должны быть выявлены в самую первую очередь.

Дифференциацию следует проводить с органическими поражениями головного мозга (вследствие травм, интоксикации, заболеваний).

Разделять необходимо имбецильность и со слабоумием. Главное отличие – при слабоумии происходит снижение когнитивных функций вплоть до полного психического и физического распада личности (маразма), а при имбецильности данные функции недоразвиты.

Лечение и коррекция состояния

Цель лечения имбецильности: снизить тяжесть симптоматики, социализировать больного. Коррекция состояния проводится с помощью медикаментозного лечения ноотропными препаратами. Они насыщают головной мозг кислородом, питают нейроны и способствуют улучшению когнитивных функций. К ним относятся, к примеру, такие препараты, как Пантогам, Пантокальцин, Пирацетам.

Лечение и коррекция состояния

При наличии нарушений поведения возможно применение транквилизаторов короткими курсами до 14 дней и корректоров поведения (Сонапакс, Неулептил). Антипсихотические препараты в небольших дозировках действуют как успокаивающие лекарства, улучшают ночной сон.

При наличии судорожного синдрома и колебаний фона настроения используются Карбамазепин, Вальпроевая кислота.

Прогноз имбецильности

Динамика состояния и прогноз при имбецильности зависит от уровня недоразвития интеллекта и патологии личностных функций. В лёгких случаях при отсутствии глубокого дефекта и нарушений поведения такие люди могут быть вполне компенсированы и сохранны в социальном плане. Так, около 66% пациентов могут оставаться трудоспособными в хорошо организованных условиях.

Негативная динамика заболевания характерна для тяжёлых случаев имбецильности. Обычно заболевание сопровождается сопутствующими физическими дефектами развития, неврологическими нарушениями, аномалиями головного мозга. При отсутствии медикаментозного лечения, психолого-коррекционной работы, в неблагоприятной обстановке состояние может ухудшаться. Декомпенсация может наступать в периоды половозрастных кризисов. Данные состояния могут сопровождаться аффективными нарушениями с раздражительностью, агрессией, неврозами, депрессиями, расторможенностью, нарушениями поведения.

Необходимо проводить обучение таких лиц в специализированных коррекционных учебных заведениях, создавать спокойную и дружественную атмосферу в коллективе.

Заключение

Имбецильность относится к широко распространённым психическим расстройствам. Недоразвитие интеллектуальных функций – главное проявление имбецильности, как и умственной отсталости в целом. Множество факторов может быть причиной данного состояния. В наших силах сформировать осознанное представление молодого поколения о беременности, рождении здоровых детей. Важно также создать необходимую среду для развития и жизни таких особенных людей.

Анастасия Пилипенко
Специальность по диплому – лечебное дело. Окончила Омскую Государственную Медицинскую Академию, в 2013-м г. получила специализацию по психиатрии. С 2014-го г. работаю участковым врачом-психиатром в психоневрологическом диспансере и медико-реабилитационном отделении БУЗ ОО "Клиническая психиатрическая больница им. Солодникова Н.Н." г. Омска. Стаж работы - 4 года. Являюсь специалистом 2-й квалификационной категории. Сертифицированный НЛП-практик (260 академич.ч).
Оценка статьи

Мы приложили много усилий, чтобы Вы смогли прочитать эту статью, и будем рады Вашему отзыву в виде оценки. Автору будет приятно видеть, что Вам был интересен этот материал. Спасибо!

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (3 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...
К этой статье пока нет комментариев. Сделайте это первым!

Напишите Ваш комментарий