Содержание статьи
Понятие определения имбецил и статистика встречаемости
Слово имбецил имеет латинское происхождение: imbecillus – так называли в древние времена слабых, больных и нежизнеспособных младенцев, от которых в скором времени избавлялись.
Имбецильность является психическим заболеванием, возникшим в результате нарушения онтогенеза (развития организма на этапах формирования). Проявляется имбецильность недоразвитием, прежде всего, интеллектуальных функций и клинически соответствует умственной отсталости умеренной и тяжёлой степени (согласно Международной Классификации Болезней 10-го пересмотра).
Следует также отметить, что выделяются не только психические факторы, но и облик самого человека, характерная внешность, сложение тела. Возможны задержка физического развития, пороки органов и частей тела (головы, конечностей, внутренних органов). Так, с самого раннего детского возраста проявляются разнообразные нарушения и особенности развития. Имбецил, как правило, имеет ограниченный лексикон, представленный простыми отдельными словами. Мышление конкретное, нет воображения и образного представления. Имбецилы не располагают широким кругом знаний, но могут обучиться начальным навыкам чтения и счёта при хорошей педагогической работе.
Постановка диагноза олигофрении осуществляется на основании IQ. Показатель IQ 31 – 49 соответствует умеренной умственной отсталости, а 20 – 34 – тяжёлой. Психический возраст останавливается на уровне 6 – 9 лет при средней степени, и 3 – 6 лет при тяжёлой.
Реальное количество больных трудно подсчитать в рамках отдельно взятого региона страны. Это зависит не только от выявляемости заболевания, критериев диагностики, но и от особенностей культуры, социума, действующей системы образования и воспитания. Так, распространённость умственной отсталости колеблется в пределах 1 – 3 % от общего количества населения.
Механизм развития имбецильности
Итак, имбецильность наступает из-за нарушения онтогенеза. Что же кроется за этими словами? Кто такой имбецил на самом деле?
Онтогенез является процессом развития организма со своими стадиями и этапностью, постепенным усложнением предшествующей структуры. Это касается не только физической составляющей, но и психических функций. Т.е. человек, прежде чем повзрослеть и стать личностью, проходит ранний, дошкольный, школьный и пубертатный периоды (до 18 лет). До этого возраста происходит закладка основных навыков и умений. Психическое развитие имеет огромную связь с наследственностью, генетикой, конституцией, а не только с воздействием условий окружающей среды (семья, воспитание, обучение, социум). Так, у каждого человека формирование нервной системы происходит в индивидуальном темпе.
Дизонтогенез – это поломка, проблема, затруднения на одном из этапов развития как физического, так и психического. К психическому недоразвитию и относятся варианты умственной отсталости. В основе этого механизма – поражение головного мозга и нарушение мозговой деятельности на самых ранних этапах развития. Более редкими вариантами проблемы являются нарушения функций периферических анализаторов, таких как зрение и слух, или в корне неправильное воспитание родителей.
Основные причины состояния
Этиология имбецильности, как и любого другого варианта недоразвития интеллекта, включает в себя комплекс факторов. Это не только наследственные, но и внешние причины. И их действительно огромное множество!
- Насчитывают более 400 вредных агентов, которые могут привести к нарушениям ещё в утробе матери. Ведь формирование нервной системы очень тонкий и чувствительный процесс.
- Опасности могут встретить малыша и при самом рождении: гипоксия в родах, длительный безводный период, обвитие пуповины, многоплодная беременность, инфекции, токсины, травмы и т.д. Самой частой причиной патологии считают алкоголизацию матери во время беременности. Формируется синдром «алкогольного плода», который нарушает формирование клеток головного мозга, приводит к немощному состоянию впоследствии.
- Наследственность и генетическая предрасположенность также находятся не на последнем месте в списке причин недоразвития психики. Хромосомные заболевания, мутация генов дают свои негативные плоды, передаваясь из поколения в поколение. Причём цитогенетическим путём возможно выявить лишь небольшую их часть.
- Действие средовых факторов: не соответствие условий воспитания и проживания малыша необходимым нормам, что является огромным препятствием для развития навыков и обычных физиологических процессов.
Стадии (степени тяжести патологии)
Различают осложнённые и неосложнённые случаи психического недоразвития. Также клинически имбецилы могут подразделяться на 2 категории относительно типа темперамента: торпидные – заторможенные, апатичные, безразличные ко всему и эректильные – легко возбудимые, раздражительные, активные.
Стадии имбецильности определяются соответственно уровню интеллектуального развития человека.
- Лёгкая имбецильность соотносится с IQ в пределах 35 – 49, что относится к психическому возрасту 6 – 9 лет. Мышление лишено абстракции, воображения нет. Могут присутствовать физические дефекты развития. Человек может владеть простыми навыками самообслуживания, выполнять некоторые несложные арифметические действия, читать.
- Тяжёлая стадия имбецильности характеризуется IQ 20 – 34, возраст на уровне 3 – 6 летнего ребёнка. Мелкая моторика пальцев рук развита слабо, что является причиной невозможности ухода за собой. Словарный запас скудный, слова отдельные, конкретные. Такие люди требуют постоянного ухода и контроля за состоянием.
Клинические проявления имбецильности
Имбецилы имеют конкретное мышление. Оно примитивно, словарный запас резко ограничен. Память, внимание, воображение, волевой компонент недоразвиты. Высшая познавательная деятельность при имбецильности невозможна из-за когнитивного дефицита.
С первых лет жизни недостаточность процессов мышления проявляется в нарушенной познавательной деятельности. Мелкая моторика рук развивается плохо, зрительные и слуховые рефлексы формируются позже и искажены. В 2 – 3 года детей с интеллектуальной недостаточностью определяют медленное овладение навыками обслуживания, отсутствие познавательного интереса к окружающему, примитивная игра с предметами в виде манипулирования. Такие дети с трудом находят общий язык со сверстниками, не понимают правил игр.
В дошкольном возрасте детей с имбецильностью больше привлекают подвижные, нецеленаправленные игры. Эмоции примитивны. При вступлении в школьную жизнь всё больше выражаются интеллектуальные проблемы. Внимание, память и концентрация снижены, учёба даётся с трудом.
Имбецилы понимают речь окружающих людей, но сами оперируют лишь небольшим набором слов в пределах нескольких десятков понятий. Форма речи простая в виде коротких фраз, грамматический строй неправильный. В тяжёлых случаях речь отсутствует, а речь окружающих людей не воспринимается.
Лица с нетяжёлой формой имбецильности могут быть обучены простейшим навыкам ухода за собой, несложным трудовым действиям, элементарным арифметическим действиям и чтению.
Процесс обучения обязательно должен сопровождаться положительной мотивацией таких лиц, ведь имбецилы чувствуют связь с родными и радуются их похвале. Это очень беззащитный контингент людей, они наивны и доверчивы, пассивны в принятии решений, склонны к подражанию и перенятию поведения окружающих. Важно создать благоприятное окружение и оградить их от асоциальной компании.
Диагностика
При оценке умственных способностей важно полагаться не только на клинические данные, но и на объективную оценку уровня интеллекта. Широко используется тест Векслера, а общепринятым показателем является коэффициент интеллекта или IQ. В России существует специальный адаптированный тест для детей 5 – 16 лет. Для детей более раннего возраста имеются различные методики для определения уровня нервно-психического развития.
Вместе с этим проводится клиническое определение полноты словарного запаса, прочности памяти, отвлекаемости внимания, наличия нарушений поведения, оценивается уровень владения навыками самообслуживания.
Дифдиагностика с другими схожими заболеваниями
Огромное количество наследственных заболеваний с генетическими аномалиями и нарушением обменных процессов должны быть выявлены в самую первую очередь.
Дифференциацию следует проводить с органическими поражениями головного мозга (вследствие травм, интоксикации, заболеваний).
Разделять необходимо имбецильность и со слабоумием. Главное отличие – при слабоумии происходит снижение когнитивных функций вплоть до полного психического и физического распада личности (маразма), а при имбецильности данные функции недоразвиты.
Лечение и коррекция состояния
Цель лечения имбецильности: снизить тяжесть симптоматики, социализировать больного. Коррекция состояния проводится с помощью медикаментозного лечения ноотропными препаратами. Они насыщают головной мозг кислородом, питают нейроны и способствуют улучшению когнитивных функций. К ним относятся, к примеру, такие препараты, как Пантогам, Пантокальцин, Пирацетам.
При наличии нарушений поведения возможно применение транквилизаторов короткими курсами до 14 дней и корректоров поведения (Сонапакс, Неулептил). Антипсихотические препараты в небольших дозировках действуют как успокаивающие лекарства, улучшают ночной сон.
При наличии судорожного синдрома и колебаний фона настроения используются Карбамазепин, Вальпроевая кислота.
Прогноз имбецильности
Негативная динамика заболевания характерна для тяжёлых случаев имбецильности. Обычно заболевание сопровождается сопутствующими физическими дефектами развития, неврологическими нарушениями, аномалиями головного мозга. При отсутствии медикаментозного лечения, психолого-коррекционной работы, в неблагоприятной обстановке состояние может ухудшаться. Декомпенсация может наступать в периоды половозрастных кризисов. Данные состояния могут сопровождаться аффективными нарушениями с раздражительностью, агрессией, неврозами, депрессиями, расторможенностью, нарушениями поведения.
Необходимо проводить обучение таких лиц в специализированных коррекционных учебных заведениях, создавать спокойную и дружественную атмосферу в коллективе.
Заключение
Имбецильность относится к широко распространённым психическим расстройствам. Недоразвитие интеллектуальных функций – главное проявление имбецильности, как и умственной отсталости в целом. Множество факторов может быть причиной данного состояния. В наших силах сформировать осознанное представление молодого поколения о беременности, рождении здоровых детей. Важно также создать необходимую среду для развития и жизни таких особенных людей.