УСТАМИ ВРАЧЕЙ — это медицинский интернет-проект, исключительной особенностью которого является то, что обо всех известных заболеваниях и состояниях организма человека рассказывают профессионалы своего дела.

Аутизм, как заболевание. Вопросы, которые задают родители, и ответы на них практикующего психиатра

Аутизм – одно из загадочных и непонятных для родителей заболеваний. Не многие мамы и папы чётко понимают, что приводит к развитию аутизма и как проявляется это заболевание у детей.  Беспокойство  за здоровье ребёнка начинается слишком поздно, уже когда возникают отклонения в поведении, нарушается коммуникация малыша с внешним миром, как правило, перед тем, как идти в школу или в младшем школьном возрасте. Очень важно знать основные проявления расстройств аутистического спектра, чтобы помочь маленькому человеку комфортно и свободно контактировать с постоянно меняющейся окружающей средой и успешно развиваться.

Аутизм

Что такое аутизм?

Аутизм – это комплексное нарушение психических функций. Характеризуется отсутствием способности к социальному взаимодействию, общению, шаблонностью поведения и различными неспецифическими общими симптомами (страхи, тревога, двигательное возбуждение, нарушения пищевого поведения), приводящими в итоге к нарушению социальной адаптации.

Касаясь темы аутизма, вспоминается драматический фильм 2017г. «Please stand by», Венди — главная героиня, которая страдает этим заболеванием. Она проживает в пансионате для душевнобольных, где каждый день по чёткому расписанию. Создана среда, где ей спокойно и комфортно, где каждый день она общается со своим врачом, а днём работает в кафе. У Венди есть специфическое увлечение — она огромная поклонница «Звёздного пути» и всё знает об этом мире. Однажды увидев объявление на конкурс сценариев, она решается написать свою работу. Тут и начинаются все приключения. Зрители вместе с главной героиней впадают в тревогу, панику и напряжённо наблюдают за тем, как ей действительно тяжело себя преодолеть в этом мире. Посмотрев этот фильм, вы сможете составить для себя клиническую картину заболеваний аутистического спектра.

Аутизм относится к группе расстройств аутистического спектра (РАС), по Международной классификации болезней 10-го пересмотра (МКБ-10) шифр заболеваний F 84.0 — F84.8.

Почему возникает аутизм?

На данный момент всемирно признанной и чёткой концепции возникновения аутизма не существует. Догадки складываются в различные гипотезы возникновения аутизма (генетические, инфекционные, социальные, психологические, биологические и даже экологические). Причём данные теории не исключают друг друга, а больше описывают комплексность нарушений, проблем на различных уровнях. Распространённость заболеваний аутистического спектра достаточно широкая: 34 — 90 на 10000 населения. Встречаемость у мальчиков и девочек 2,6 — 4:1 соответственно.

Патогенез аутистических расстройств не известен. Однако с уверенностью можно утверждать о генетической основе нарушений при РАС. Происходят поломки генома на различных уровнях: заменяются нуклеотиды в генах, меняется количество копий генов в клетках. Таким образом, дефект развития структур головного мозга происходит на ранних этапах. Причём изменения носят диффузный характер и не могут быть связаны с поражением какого-либо конкретного отдела мозга.

Из причин появления аутизма ведущее место занимают различные внешние факторы: травмы, в том числе и родовая травма, нарушение обмена веществ, инфекционные заболевания, токсические вещества, лекарства, вакцинации.

Какие существуют варианты расстройств аутистического спектра?

РАС классифицированы в рубрику F 84 согласно МКБ-10 «Общие расстройства психологического  развития». В разделе F84.0 рассматривается детский аутизм и классическое его проявление — синдром Каннера.

Существует также атипичное течение аутизма, оно проявляется в виде атипичного детского психоза и умственной отсталости с чертами аутизма.

Для того чтобы диагностировать аутизм, необходимо хотя бы 5 из представленных симптомов:

  • проблемы взаимодействия с обществом: неспособность во время общения жестикулировать, взаимодействовать с другими детьми и находить точки соприкосновения, эмоционально реагировать на окружающих, проявлять эмпатию, переживать радость и выражать эмоции;
  • изменения форм речи: задержка в развитии или отсутствие разговорной речи, невозможность вступить в общение или поддержать речевой контакт с другими людьми, стереотипии (повторяющиеся предложения и отдельные слова) в речи или неуместное использование слов и фраз, отсутствие типичных для младшего возраста ролевых игр;
  • стереотипии – это узконаправленные и повторяющиеся стереотипные шаблоны в поведении, интересах: как правило, существование одного крайне необычного по содержанию увлечения (ребёнок досконально изучает модели холодильников, карты дорог, знает все флаги стран), ритуальные действия;
  • неспецифические нарушения: страхи, фобии, агрессия вплоть до нанесения самоповреждений, возбуждение, нарушения сна и пищевого поведения (крайняя избирательность в еде, отказ от другой предложенной вкусной еды);
  • начало симптоматики до трёхлетнего возраста.

Варианты аутизма

Как клинически проявляется аутизм?

Синдром Каннера — классический вариант аутизма, заболевание начинается с самого младенчества. Оно характеризуется дефектом функций психики и частичным их недоразвитием, нарушением способности к общению. Можно выделить 3 основных комплекса: недостаточная социализация, отсутствие общения и стереотипное поведение.

Родители чаще всего обращают своё внимание на задержку речи. С самого младенчества гуление и лепет крайне бедны, жесты не используются. Первые слова крайне странные, в виде повторов слогов. Словарный запас пополняется медленно.  После 3 лет речь содержит клишированные фразы, ребёнок обращает всё внимание на собственную личность. Дети — аутисты затрудняются вступать в диалог, пересказывать текст. Основная цель речи — общение, эта функция коммуникации у аутистов практически утрачивается. Игры таких детей лишены радости импровизации, выдумки и творчества. В движениях малыша можно заметить угловатость, стереотипные действия (например, ходьба на цыпочках, махание руками как бабочка).

Эмоциональная сфера притуплена, обычно у ребёнка нет характерной радости и эмоциональности, когда родители берут на руки, нет и различения на близких и чужих. Абстрактное мышление не развивается. Интеллект таких детей, как правило, снижен. Заболевание специфически изменяет развитие ребёнка, сохраняет неизгладимый дефект на протяжении всей оставшейся жизни.

Симптоматика

При  детском инфантильном  психозе  начальные фазы заболевания характеризуются преобладающим кататоническим симптомокомплексом и возникают в первые 3 года жизни ребёнка. Кататонические расстройства – нарушения двигательной сферы, как правило, возбуждение и стереотипные гиперкинезы: будь то бег по кругу, прыжки, качание на стуле или потряхивания кистями, ходьба с опорой на пальцы ног, неустойчивый тонус мышц.

Выражены реакции вегетативной нервной системы, часто наблюдается потливость. У детей нет тяги и потребности в общении с родными и близкими. Речь нечёткая, бессвязная.  Такие приступы длятся 2 — 3 года, затем наступает ремиссия. В ремиссии дети долго не могут сидеть на месте, вертятся, бегают во время занятий, легко отвлекаются. К возрасту 7 — 9 лет приступы купируются, и преодолевается задержка психического развития. Лишь при увеличении нагрузки и чрезмерном эмоциональном напряжении возникают  кратковременные стереотипные движения. У части больных детей нарушена коммуникация и сохраняется снижение интереса к социальным взаимосвязям, они одиноки. Что касается прогноза, необходимо отметить, что своевременная реабилитация способствуют благоприятному исходу в 84% случаев (выздоровление – в 6%; «высокофункциональный аутизм» – в 50%, регредиентное течение – в 28%).

К атипичному аутизму в детском возрасте относится большинство тяжёлых форм аутизма при других заболеваниях (шизофрении, болезни Дауна, фенилкетонурии). Атипичный, т.е. не такой, как классический вариант, аутизм может начинаться в позднем возрасте (после 3 лет), при включении в клинику различной дополнительной патологии — психотической и непсихотической (умеренная умственная отсталость с аутистическими чертами).

Как диагностировать аутизм?

Выявить наличие аутизма может только врач-психиатр. Задача родителей, психологов и педагогов образовательных учреждений – как можно раньше выявить ребёнка с отклоняющимся поведением, помочь создать комфортные условия в семье, детском коллективе и, конечно, направить к врачу-психиатру.

Важно не упустить периоды развития ребёнка, когда он должен активно познавать окружающий мир и налаживать общение со сверстниками и другими взрослыми, чтобы не произошло закрепления и прогрессирования аутистической симптоматики.

Хороший эффект наблюдается от комплексного использования лекарственных и немедикаментозных методов лечения (дефектологическая, психологическая, педагогическая, нейропсихологическая коррекция, психотерапевтическая и социальная работа с маленьким пациентом и его семьёй). Преемственность помощи при лечении аутизма – один из принципов терапии. Таким образом создаются предпосылки к возможности обучения, трудоустройству и полноценному функционированию как полноценного члена нашего общества.

Диагностика

Родителей должно насторожить, если:

  • до 12 месяцев ребёнок не гулит и не лепечет;
  • после 1 года ребёнок не использует указательный жест, чтобы обратить на что-либо внимание родителей;
  • до 1,5 лет он не произносит слова;
  • в возрасте 2 лет он не произносит коротких фраз;
  • он теряет ранее приобретённые речевые и социальные навыки, вне зависимости от возраста.

Для того чтобы выявить наличие аутизма из всей большой группы детей, необходимо провести кратковременное, но эффективное скрининговое исследование. На сегодняшний день широко используются экспресс-оценка аутистических проявлений — ADOS (2011 г.), модифицированный скрининговый тест на аутизм для детей раннего возраста М-CHAT, социально-коммуникативный опросник — SCQ1, анкета для родителей по выявлению нарушений психического (психологического) развития, риска возникновения расстройств аутистического спектра у детей раннего возраста (до 2 лет).

При беседе в спокойной и доверительной обстановке врач собирает объективные сведения о пациенте, изучает имеющуюся медицинскую документацию, характеристики из дошкольных учреждений, коррекционных центров, школ, а также беседует с самим пациентом и его родственниками.

Далее диагностику развития проводят психологи для выявления особенностей личности ребёнка, оценки его коммуникативных навыков, познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы.

Инструментальные исследования при диагностике РАС. Широко используется электроэнцефалография (ЭЭГ). У больных детей существуют определённые изменения в биоэлектрической активности головного мозга, связанные с клинической симптоматикой. Из несомненных плюсов ЭЭГ стоит отметить повсеместную доступность и невысокую стоимость данного метода. ЭЭГ позволяет не только обнаруживать эпилептическую активность, но и оценивать уровень зрелости и функциональной активности мозга, дезорганизации корковых структур мозга, что очень важно при диагностике онтогенетических нарушений.

Методы нейровизуализации, используемые для диагностики аутизма, неспецифичны: компьютерная томография (КТ), магнитно-ядернорезонансное исследование (МРТ) проводятся по показаниям.

Диагностика

Лечится ли аутизм?

Лечение аутизма, прежде всего, должно быть комплексным, с использованием как медикаментозных, так и немедикаментозных методов лечения (дефектологическая, психологическая, педагогическая, нейропсихологическая коррекция, психотерапевтическая, социальная работа с маленьким пациентом и его семьёй). Основная цель лечения аутизма: улучшение когнитивных функций, уменьшение тяжести аутизма, налаживание социального взаимодействия ребёнка с другими людьми, создание возможности для дальнейшего обучения. Опираясь на поставленные цели, врач должен создать баланс между лекарственной терапией и немедикаментозными методиками, активизировать биологические и психологические возможности ребёнка. Совместно с врачом к лечению должны подключаться педиатры, неврологи, психологи, логопеды, педагоги, социальные работники.

Стационарное лечение показано при грубом изменении поведения, острой психопатологической симптоматике, опасности для жизни и здоровья ребёнка, затруднении в уходовых мероприятиях и невозможности компенсировать данное состояние амбулаторно. Лечение проводится в детском психиатрическом отделении, где создаются комфортные условия для пребывания матери и ребёнка. После стационарного лечения и купирования острого состояния маленький пациент поступает на долечивание в амбулаторное звено. На этом этапе к лечению добавляется педагогическая коррекция с использованием специальных адаптированных по возрасту программ восстановительного типа.

Лечение

Медикаментозная терапия при лечении аутизма имеет огромное значение, особенно раннее её начало. Это связано с особенностями развития головного мозга ребёнка, выделением специфических периодов развития психических функций, когда существует возможность остановки активного течения заболевания. Подбор терапии всегда осуществляется индивидуально после тщательно проведённой диагностики и соотношения положительного эффекта и нежелательных побочных реакций. Выбор препаратов для лечения аутизма осуществляется с учётом возраста начала заболевания, психопатологической симптоматики, сопутствующей патологии других систем и органов. Имеются в виду и способы приёма препаратов, происходит подбор удобных для пациента форм препаратов в виде капель, растворимых в полости рта таблеток.

При возникновении острого психоза с преобладанием неспецифических аутистических проявлений (паника, страхи, тревога, психомоторное возбуждение, агрессия) назначаются антипсихотики с успокаивающим и снотворным эффектом (например, хлорпромазин, левомепромазин, хлорпротиксен, алимемазин, перициазин и др.). С целью поддержки умственных функций используют, как правило, атипичные нейролептики (рисперидон, клозапин, палиперидон), т.к. именно эта группа препаратов сохраняет реабилитационный потенциал и не даёт болезни прогрессировать. При более грубых нарушениях личности предпочтительны классические нейролептики с общим антипсихотическим действием (галоперидол, клозапин, рисперидон).

При наличии в структуре аутистического расстройства выраженного депрессивного состояния назначаются антидепрессанты, желательно с седативным действием (амитриптилин, сертралин).

При преобладающих неспецифических изменениях в виде тревоги, напряжения, нарушений сна, навязчивых проявлений или выраженного двигательного возбуждения применяют транквилизаторы (диазепам).

Группа нормотимиков назначается в случаях с выраженным колебанием настроения, стереотипиями (карбамазепин, вальпроат натрия, ламотриджин).

У детей при всех видах РАС в комплексной терапии обязательно используются ноотропы и вещества с ноотропным действием. Наиболее часто используются в практике кортексин, церебролизин, гопантеновая кислота, пирацетам, глицин, циннаризин, актовегин.

Медикаментозное лечение

Психокоррекция и социальная реабилитация являются базовыми при лечении аутизма, так как направлены на формирование и развитие навыков общения и подстройки к окружающему миру. Одна из лучших в мире – программа «Обучение и воспитание детей с аутизмом и сопутствующими нарушениями развития» (TEACCH -Treatment and Education of Autistic and related Communication handicapped Children) и методика поведенческой терапии — Прикладной анализ поведения (ABA –Behavior treatment and technology).

Логопедическая коррекция индивидуально учитывает особенности больных с аутизмом, нарушения речи и направлена на формирование словарного запаса, развитие внимания, речевого слуха.

Нейропсихологическая коррекция также полезна, в ней используются специальные программы упражнений для снятия напряжения. В этом комплексе задействованы дыхательные и релаксационные методики, физические упражнения для различных групп мышц (глазодвигательные, мышц языка, лица, челюсти, мелкой моторики рук).

Необходимо отметить, что и обучение детей-аутистов должно проводиться в специализированных учреждениях: детских садах компенсирующего вида и учреждениях, имеющих группы компенсирующего и комбинированного назначения для детей с нарушениями слуха, речи, моторики, с нарушением интеллекта.

В имеющейся структуре школьного образования больных с аутистическими расстройствами можно обучать в коррекционных образовательных учреждениях: 5-го вида для детей с тяжёлыми нарушениями речи, 7-го вида для детей с задержкой психического развития, 8-го вида для умственно отсталых, в школах индивидуального обучения на дому для детей — инвалидов по общеобразовательной программе, либо обучаться по индивидуальному учебному плану.

Лечение

Мнение специалиста: родители, не меньше, чем дети-аутисты, нуждаются в помощи и поддержке. Психотерапевтические методики помогут снять тревогу и эмоциональное напряжение в семье. Врач подробно объясняет природу заболевания, особенности течения болезни и обучает навыкам выхода из сложных ситуаций, коррекции поведенческих нарушений. Большой труд научиться принимать ребёнка таким, какой он есть и не брать на себя вину за возникшее заболевание. Теперь важной задачей родителей становится создание такой атмосферы, где ребёнок будет чувствовать любовь и понимание, поддержку и доброжелательность, необходимо учитывать его особенности и интересы.

Каков прогноз?

При разных формах расстройств аутистического спектра прогноз отличается, но в целом, своевременно установленный клинический диагноз, адекватное ведение психофармакотерапии, проведение реабилитации являются достаточно эффективными и способствуют благоприятному исходу: у 70% больных с РАС наблюдается стабильное улучшение, в 10% случаев — больные полностью восстанавливаются. 20% больных с тяжёлыми формами атипичного аутизма, синдромом Каннера имеют неблагоприятный прогноз, когнитивный дефицит и становятся инвалидами с детства.

В заключении

Дети-аутисты совершенно необыкновенные. Не плохие и не хорошие. Они такие, какие есть. В наших силах вовремя увидеть и распознать, что с малышом что-то не так, что развитие не соответствует возрастным нормам и вовремя обратиться к специалисту. Современное общество рано или поздно научится принимать и таких особых людей, создавать необходимые условия для обучения и работы.

Анастасия Пилипенко
Специальность по диплому – лечебное дело. Окончила Омскую Государственную Медицинскую Академию, в 2013-м г. получила специализацию по психиатрии. С 2014-го г. работаю участковым врачом-психиатром в психоневрологическом диспансере и медико-реабилитационном отделении БУЗ ОО "Клиническая психиатрическая больница им. Солодникова Н.Н." г. Омска. Стаж работы - 4 года. Являюсь специалистом 2-й квалификационной категории. Сертифицированный НЛП-практик (260 академич.ч).
Оценка статьи

Мы приложили много усилий, чтобы Вы смогли прочитать эту статью, и будем рады Вашему отзыву в виде оценки. Автору будет приятно видеть, что Вам был интересен этот материал. Спасибо!

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (2 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...
К этой статье пока нет комментариев. Сделайте это первым!

Напишите Ваш комментарий