УСТАМИ ВРАЧЕЙ — это медицинский интернет-проект, исключительной особенностью которого является то, что обо всех известных заболеваниях и состояниях организма человека рассказывают профессионалы своего дела.

Девиантное поведение у подростков. Примеры, причины, опасность девиантного поведения. Борьба с ним и профилактика

Многие люди наверняка слышали такое понятие, как «девиантное поведение», но далеко не все знают, что же оно обозначает. Но несмотря на незнание, практически каждый сталкивался с проявлением девиантного поведения у подростков, просто не догадывался, что это называется именно так.

Ребенок

Содержание статьи

Актуальность данной проблемы заключается в том, что именно в подростковом возрасте у многих начинают проявляться отклонения в поведении. Некоторые из форм девиантного поведения являются общественно опасными деяниями, то есть преступлениями. А понимание причин поведения, которое отклоняется от общепринятых норм, знания о его профилактике помогают вовремя распознать проявления девиаций и снизить уровень подростковой преступности.

Поэтому сейчас мы попробуем разобраться, что значит девиантное поведение, каковы причины его возникновения и что делать, если вы всё-таки с ним столкнулись?

Понятие девиантного поведения

Понятие девиантного поведения

Под определением девиантное поведение (отклоняющееся поведение) понимается система поступков или отдельные поступки, противоречащие принятым в обществе правовым или нравственным нормам.

С точки зрения медицинского подхода, девиантное поведение можно определить как нарушение норм межличностного взаимодействия, вызванное расстройствами психического здоровья и наличием различных форм нервно-психической патологии.

Это всё также относится и к определению «девиантное поведение подростков». Однако, что касается определения «девиантное поведение детей», здесь есть небольшое исключение: данный термин можно применять для описания поведения только тех детей, которые достигли пятилетнего возраста. Только в возрасте четырёх – пяти лет у ребёнка начинают быстро развиваться различные психические процессы, такие как память, внимание, восприятие и другие. Но особенно важной особенностью развития детей в этом возрасте является то, что они становятся более осознанными, произвольными: развиваются волевые качества и дети начинают осознавать свои поступки, в отличие от детей более младшего возраста. Именно поэтому понятие девиантное поведение не употребляется по отношению к детям младше пяти лет, так как их поступки нельзя назвать осознанными и волевыми.

Примеры девиантного поведения у детей и подростков

Примеры девиантного поведения у детей и подростков

К основным видам девиантного поведения можно отнести преступления и уголовно ненаказуемое (не противоправное) аморальное поведение. К преступлениям можно отнести все виды уголовно наказуемых деяний, совершаемых человеком. Они направлены на причинение вреда окружающим. Например, к преступлениям можно отнести кражу, мошенничество, побои, убийство и изнасилование.

За совершение всех этих деяний можно понести правовую ответственность.

Непротивоправное аморальное поведение связано в первую очередь с причинением вреда человеком самому себе. К таким явлениям относятся алкоголизм, наркомания, суицид, бродяжничество и систематические уходы из дома у детей и подростков.

Также можно выделить ещё одну классификацию видов девиантного поведения:

  1. Аддиктивное поведение или зависимое поведение. К нему относятся такие зависимости, как алкоголизм и наркомания.
  2. Делинквентное поведение. К нему относят все противоправные и преступные деяния: кражи, причинение тяжких телесных повреждений, изнасилования, убийства.
  3. Антиморальное поведение. Это такой тип отклоняющегося поведения, который выражается в вызывающем или некрасивом поведении по отношению к обществу. К нему можно отнести проституцию и публичные оскорбления.
  4. Самоубийство. Отдельный вид девиантного поведения. Лишение жизни человеком самого себя.

Причины возникновения девиантного поведения в детском возрасте

Причины возникновение девиантного поведения

Причин возникновения девиантного поведения у детей и подростков достаточно много и они весьма разнообразны. Но по большому счёту их можно разделить на две большие группы – это:

  • причины, носящие медицинский характер;
  • причины, носящие социальный характер.

Их мы и рассмотрим подробнее.

С медицинской точки зрения, причинами девиантного поведения могут стать различные психические заболевания. Чаще всего отклонения в поведении возникают у пациентов с расстройствами сознания. Например, для людей больных шизофренией характерно расстройство волевой сферы, которое называется дрейф. Это проявляется в их пассивности и неспособности принимать самостоятельные решения. В таком состоянии больные люди очень подвержены внешнему влиянию и склонные воспроизводить поведение окружающих, в том числе и противоправное, и асоциальное. У них не формируется собственное отношение к происходящему, из-за чего они не могут критически оценить свои поступки и осознать их противозаконность.

Олигофрения или умственная отсталость тоже может являться причиной девиантного поведения детей и подростков. При этом заболевании страдает вся интеллектуальная сфера, из-за чего больные становятся очень внушаемыми и некритичными к своим поступкам и действиям, а также они часто принимают необдуманные решения. Всё это приводит к риску развития у них девиантного поведения.

Люди, страдающие психозами, тоже находятся в группе риска. Например, у больных маниакально-депрессивным психозом (по  Международной Классификации Болезней десятого пересмотра (МКБ-10) аффективным биполярным расстройством), которые находятся в состоянии такого аффективного расстройства, как депрессия, высок риск совершения самоубийства, а кроме этого, многие больные страдают алкоголизмом и наркоманией.

Девиантное поведение не менее часто встречается и у психически здоровых людей. В данном случае причины его возникновения носят социальный характер.

Первые проявления отклоняющего поведения часто наблюдаются в детском и подростковом возрасте. Они объясняются относительно низким уровнем интеллектуального развития, которое не является патологическим, незавершённостью процесса формирования личности, отрицательным влиянием семьи и ближайшего окружения, зависимостью подростков от требований референтной (значимой) для него группы общения и принятых в ней ценностных ориентаций.

В первую очередь на формирование девиантного поведения детей влияет семья. Поведение детей во многом зависит от поведения их родителей и от воспитания. И если с детства в ребёнка не вкладываются понятия норм, ценностей и запретов, то в дальнейшей жизни он не сможет достаточно хорошо ориентироваться в том, что допустимо в обществе, а что нет. Недостатки воспитания приводят к формированию более или менее устойчивых психологических свойств, способствующих совершению аморальных поступков. Именно поэтому у детей из неблагополучных семей риск проявления девиантного поведения намного выше, чем у детей из семей благополучных.

Причины возникновение девиантного поведения

Ещё один немаловажный фактор – это окружение ребёнка. В подростковом возрасте ведущей деятельностью становится интимно-личностное общение со сверстниками. А это приводит к тому, что на детей большее влияние начинает оказывать его окружение, чем семья. И подростки легко попадают под влияние своих товарищей, так как у них ещё не до конца сформировалось собственное представление о себе и о мире, поэтому они готовы принимать чужие представления за свои собственные. Соответственно, если подросток попадает в ту группу, где произошёл сдвиг понятий о нормах и социальных ценностях, высока вероятность того, что он примет их, как единственно верные, а это в итоге приведёт к девиации. В качестве примера можно привести такую ситуацию, когда подросток попадает в компанию, где мелкие кражи и мошенничество считаются нормой. И чтобы стать своим в этой группе, идентифицироваться с теми, кто в ней состоит, подросток тоже начинает воровать, хотя до этого ничего подобного не совершал.

Отклоняющееся поведение также может служить для подростков средством самоутверждения или же формой протеста против несправедливости со стороны взрослых, причём как действительной, так и кажущейся. Часто подростки, чтобы доказать своим друзьям и родителям свою взрослость и крутость, начинают употреблять алкоголь и наркотические вещества, что как раз и является одной из форм девиантного поведения. В качестве протеста против несправедливости взрослых часто рассматриваются такие явления, как уход из дома и бродяжничество. Под действительной несправедливостью со стороны взрослых здесь можно рассматривать такие явления, как чрезмерный контроль ребёнка или несоответствие наказания проступку подростка. Кажущая несправедливость это, как правило, необоснованные, с точки зрения ребёнка, запреты со стороны взрослых или слишком высокие требования к нему.

Также причиной возникновения девиаций может стать недостаток внимания по отношению к подростку со стороны его родителей. Когда ребёнок чувствует себя обделённым вниманием, он начинает совершать какие-либо действия, выходящие за рамки обыденного и привычного, чтобы привлечь к себе внимание.

Зачастую эти действия носят девиантный характер, потому что они всегда привлекают к себе внимание и по мнению подростка становятся наиболее простым путём достижения цели. Например, это могут быть попытки суицида, драки или хулиганство, демонстративный уход из дома.

Опасность девиантного поведения у детей и подростков

Опасность девиантного поведения

Само понятие девиантное поведение подразумевает под собой различные асоциальные явления, то есть те, которые нарушают принятые в социуме нормы, правила и ценности.  Это приводит к тому, что подросток с девиантным поведением становится опасным для общества:

  • во-первых, некоторые из видов девиантного поведения (а именно делинквентное поведение) являются преступлениями, то есть общественно-опасными деяниями, которые несут угрозу жизни, здоровью, а также материальному благополучию окружающих;
  • во-вторых, антиморальное поведение может вызывать резко негативную реакцию у окружающих и провоцировать проявление делинквентного поведения;
  • в-третьих, такая форма девиаций, как аддиктивное поведение, включающее в себя наркоманию и алкоголизм, приводит к тому, что подросток наносит вред своему здоровью и подвергает свою жизнь опасности;
  • в-четвертых, такая форма девиантного поведения, как суицид, несёт в себе прямую угрозу жизни подростка. Даже если самоубийство не было доведено до конца, это может нанести серьёзный вред здоровью, как физическому, так и психическому.

Борьба с девиантным поведением и профилактика

Какими бы ни были причины девиантного поведения детей и подростков, это ни в коем случае нельзя оставлять без внимания.

Если девиации связаны с психическими расстройствами, то такого ребёнка необходимо показать психиатру, чтобы специалист оказал квалифицированную помощь и назначил курс лечения.

Правонарушения психически здоровых подростков не должны оставаться без наказания. Мера наказания, как правило, определяется уголовным кодексом или кодексом об административных правонарушениях, в зависимости от тяжести правонарушения и возраста нарушителя закона. Однако помимо мер пресечения, целесообразно разобраться в причинах возникновения такого поведения. Для этого необходимо обратиться к психологу, который проведёт с ребёнком диагностику и поможет разобраться, из-за чего возникла такая проблема.
В любом случае проявление девиантного поведения у подростка не должно быть пущено на самотёк.

Зачастую беседа с психологом, которая была проведена вовремя, помогает понять проблему ребёнка и найти пути её решения. Это, в свою очередь, поможет избежать проявлений девиантного поведения в будущем. А именно: поможет подростку научиться реализовывать свои потребности, не прибегая к совершению уголовно и административно наказуемых деяний, а также снизит риск возникновения алкогольной и наркотической зависимости.

Профилактика девиантного поведения достаточно проста.

Основная её суть заключается в формировании в достаточно раннем возрасте у детей нравственных привычек – устойчивых потребностей совершать нравственные поступки. К нравственным привычкам можно отнести правила общения, культуры поведения, дисциплину, вежливость, внимание к окружающим, честность по отношению к себе и другим, ответственность за свои поступки. При их сформированности проблема нарушения моральных и правовых норм отпадает сама собой.

Ещё одно очень важное профилактическое действие заключается в проведении профилактических бесед с детьми и подростками, касающихся различных асоциальных явлений. В них должны быть включены такие аспекты:

  • объяснение опасности асоциальных явлений для жизни и здоровья как своих собственных, так и окружающих;
  • объяснение последствий, к которым может привести девиантное поведение, и какие меры наказания предусмотрены для правонарушителей.
Также очень важно наблюдать за поведением ребёнка. Родителям нужно знать, чем интересуется подросток, кто его друзья, как он проводит своё свободное время. Но при этом не давить его гиперопекой и излишним контролем и давать возможность выбора.

Как правило, в таком случае у ребёнка не будет причин вести себя асоциально. Если же всё-таки у подростка начали проявляться отклонения в поведении, родители, интересующиеся жизнью своего ребёнка, могут вовремя это заметить и провести с ним беседу или же обратиться к квалифицированному психологу за помощью.

Соблюдение таких достаточно простых мер поможет избежать проявления у ребёнка девиантного поведения и обезопасить его и окружающих.

Заключение

 

Зная, что представляет собой девиантное поведение детей и подростков, понимая причины его возникновения и опасность, которую оно может представлять для общества, мы начнём относиться к проявлениям такого поведения с большим вниманием и ответственностью. А знание профилактических мер поможет не допустить появления отклоняющегося поведения у детей и подростков, или же свести риск его возникновения к минимуму.

 

На данный момент являюсь студенткой старших курсов факультета психологии (ИП им. Выготского) РГМУ. Основная моя специальность - психология служебной деятельности. Направление и сфера профессиональных интересов: социальная психология, психология девиантного поведения, юридическая психология.
Оценка статьи

Мы приложили много усилий, чтобы Вы смогли прочитать эту статью, и будем рады Вашему отзыву в виде оценки. Автору будет приятно видеть, что Вам был интересен этот материал. Спасибо!

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (6 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...
Вам будет интересно
2 комментариев к статье «Девиантное поведение у подростков. Примеры, причины, опасность девиантного поведения. Борьба с ним и профилактика»
  1. Я глубоко убеждена в том, что в очень большом проценте случаев предпосылки для такого поведения подростка были заложены его семьёй, поведением родителей и вообще старших в окружении. Вот честное слово, как бы обидно это ни звучало – всё идёт из семьи. Ну или очень многое.

  2. Столкнувшись с такими проявлениями, окружающим очень сложно понять, какие меры нужно срочно предпринять, да и к кому обращаться за помощью, к врачам, психологам, педагогам или к правоохранительным органам.

Напишите Ваш комментарий