УСТАМИ ВРАЧЕЙ — это медицинский интернет-проект, исключительной особенностью которого является то, что обо всех известных заболеваниях и состояниях организма человека рассказывают профессионалы своего дела.

Почему развивается ранний детский аутизм, и как помочь ребёнку?

Детский аутизм – очень страшный диагноз для любых родителей. Всем известно, что по сей день отсутствует лечение, которое могло бы полностью излечить ребёнка от этой болезни. Кроме того, число аутистов неумолимо растёт, что делает заболевание проблематичным для современного общества.

Необходимо отличать детей, которые действительно болеют аутизмом, от тех, кто развивается с задержкой, поскольку во втором случае вполне достаточным является целенаправленное обучение и развитие ребёнка, а также создание благоприятных условий жизни для того, чтобы он стал нормальным.

Аутизм у детей

Содержание статьи

Ранний детский аутизм (РДА, или синдром Каннера) – это расстройство, возникающее в результате нарушения развития головного мозга и характеризующееся всесторонним и выраженным дефицитом общения и социального взаимодействия, а также повторяющимися действиями и ограниченными интересами. Все указанные признаки при данном заболевании начинают проявляться в возрасте до трёх лет.

Статистические данные

Частота встречаемости раннего детского аутизма составляет примерно 2 – 4 случая на 10 тысяч детей за явным преобладанием его у мальчиков. Данное расстройство начинает себя проявлять в первые три года жизни ребёнка и, как правило, диагностируется в возрасте 2 – 5 лет.

Ранний детский аутизм приблизительно в 0,2% случаев сопровождается умственной отсталостью. Также характерно, что он не развивается у детей старше 5 лет, именно поэтому, начиная со старшего дошкольного возраста, у ребёнка с отклонениями в поведении следует думать о возникновении других психических заболеваний, прежде всего, шизофрении.

Причины развития раннего детского аутизма

На сегодняшний день до конца неясны причины и механизмы развития раннего детского аутизма, что, в свою очередь, порождает множество теорий происхождения заболевания.

Генетическая теория

Данная теория основана на многочисленных исследованиях близнецов, а также сестёр и братьев детей-аутистов. В первом случае было выявлено, что количество совпадений (так называемая конкордантность) по аутизму у монозиготных близнецов выше, чем у дизиготных в десятки раз. К примеру, согласно исследованию в 1991 году, у обоих однояйцевых близнецов расстройство аутистического спектра развивается в 90% случаев и в 20% – аутизмом страдают оба из двуяйцевых. Конкордантность же у сестёр и братьев больного составляет от двух до трёх процентов. Это означает, что у них риск заболеть в разы выше, чем у других детей.

Все эти данные подтверждаются исследованием, проведённым в 1986 году, которое включало 122 ребёнка с расстройством аутистического спектра. Они были подвержены генетическому анализу, в результате чего выяснилось, что 19% обследованных являлись носителями так называемой ломкой хромосомы X (генетическая аномалия, при которой сужен один из её концов).

Данная гипотеза также была подтверждена в 2012 году многоцентровым международным исследованием, которое включало 400 детей с расстройством аутистического спектра. Им было проведено генотипирование ДНК, в результате чего выявлена высокая частота мутаций.

Биологическая теория

Причины развития раннего детского аутизма

Она рассматривает аутизм как результат поражения головного мозга. Многочисленные исследования подтвердили, что мозг страдающих аутизмом детей отличается структурными и функциональными особенностями.

Структурные нарушения у аутистов исследовались при помощи магнитно-резонансной томографии (МРТ) и позитронно-эмиссионной томографии (ПЭТ). Эти методы часто выявляют асимметрию желудочков головного мозга, расширения подпаутинного пространства, истончение мозолистого тела, а иногда и локальные очаги так называемой демиелинизации (отсутствия миелина).

Морфофункциональные изменения головного мозга при аутизме следующие: снижение метаболизма в теменных и височных долях, а также усиление обменных процессов в левом гиппокампе и левой лобной доле. Нарушение функционирования мозга подтверждается при помощи электроэнцефалографии (ЭЭГ).

Поствакцинальная теория

Причины развития раннего детского аутизма

Это относительно молодая теория, не имеющая достаточных оснований. Однако она довольно широко распространена среди родителей детей-аутистов. Согласно данной теории причиной заболевания становится интоксикация детского организма ртутью, в частности её соединения тимесорала, входящего в состав консервантов для вакцин.

По этому поводу в США, Японии и многих других развитых странах были проведены исследования, в ходе которых выяснилось, что никакой связи между ними нет. Тем не менее, Япония всё же отказалась от применения данного соединения при изготовлении вакцин. Но это не привело к снижению заболеваемости – число больных аутизмом детей не уменьшилось.

Несмотря на то, что все проведённые исследования отрицают какую-либо взаимосвязь аутизма и вакцин, родители больных детей утверждают, что первые признаки болезни отмечаются именно после вакцинации. Возможно, причиной является возраст ребёнка, когда она проводится. Это даёт основание предполагать, что в данном случае вакцинация выступает как стрессовый фактор, запускающий патологическое развитие.

Теория обмена веществ

Согласно данной теории аутичный тип развития отмечается при некоторых патологиях обмена веществ. Проявления аутизма наблюдаются при таких заболеваниях, как мукополисахаридоз, фенилкетонурия, гистидинемия и др.

Опиоидная теория

Причины развития раннего детского аутизма

Сторонники опиоидной теории считают, что аутизм возникает в результате перегрузки центральной нервной системы ребёнка опиоидами. Они появляются в его организме из-за неполного расщепления казеина и глютена. Причиной является поражение слизистой оболочки кишечника.

Теория пока ещё не была подтверждена, однако существуют исследования, которые доказывают взаимосвязь между нарушенной пищеварительной системой и аутизмом. Частично она находит подтверждение в диете, назначаемой детям-аутистам. Так, им рекомендуется исключить из рациона глютен (злаки) и казеин (молочные продукты). Эффективность такой диеты довольно спорная – она не способна излечить аутизм, но по уверению специалистов она может скорректировать определённые нарушения.

Нейрохимическая теория

Сторонники данной теории считают, что аутизм развивается в результате гиперактивации серотонинергической и дофаминергической систем головного мозга. Она подтверждена множественными исследованиями, которые доказали, что заболевание сопровождается их гиперфункцией. Для её устранения применяются препараты, блокирующие дофаминергическую систему, что иногда оказывается очень эффективным в лечении расстройств аутистического спектра, а это, в свою очередь, доказывает правомерность теории.

Варианты развития аутизма

Варианты развития аутизма

Злокачественное развитие – первые признаки заболевания появляются в раннем детском возрасте. Симптоматика характеризуется достаточно быстрым распадом психических функций. Некоторые расстройства аутистического спектра способны даже переходить в шизофрению.

Волнообразное течение – проявляется периодическими обострениями, нередко носящими сезонный характер. Их выраженность при этом каждый раз может быть различной.

Регредиентное течение – характеризуется постепенным улучшением симптоматики. Несмотря на бурное начало, признаки аутизма со временем регрессируют. Однако психические нарушения сохраняются.

У каждого ребёнка развитие аутизма происходит совершенно по-разному. Течение данного заболевания даже у близнецов может быть очень индивидуальным.

Факторы, влияющие на течение аутизма:

Варианты развития аутизма

  • речевое развитие до шести лет является признаком благоприятного течения заболевания;
  • посещение специализированных образовательных учреждений также является благоприятным фактором и имеет огромное значение в адаптации;
  • освоение «ремесла» помогает реализовать себя в будущем в профессиональном плане – согласно исследованиям каждый пятый ребёнок с аутизмом способен освоить профессию, однако не делает этого;
  • посещение детских садов с логопедическим профилем или отдельных логопедических занятий положительно сказывается на дальнейшем развитии, ведь по статистике половина взрослых людей с аутизмом не говорят.

Классификация раннего детского аутизма

В зависимости от преобладающего характера нарушения социальной адаптации при раннем детском аутизме выделяют четыре группы детей.

Классификация раннего детского аутизма

  1. Полная отрешённость от происходящего вокруг, характерно проявление крайнего дискомфорта при попытках взаимодействия с ребёнком. Социальная активность отсутствует, даже близким довольно трудно добиться от него какой-либо ответной реакции (взгляда или улыбки). Дети этой группы стараются не иметь с окружающим миром никаких точек соприкосновения, они могут игнорировать мокрые пелёнки и даже жизненно необходимые потребности (например, голод). Избегают различных телесных контактов и тяжело переносят взгляд глаза в глаза.
  2. Активное отвержение внешней среды. Проявляется не как отрешённость, а как тщательная избирательность в контактах с окружающим миром. Ребёнок общается лишь с ограниченным кругом людей, как правило, это родители, близкие люди. Он проявляет повышенную избирательность в одежде и еде. Любое нарушение привычного ритма приводит к сильной аффективной реакции. Им больше, чем другим характерно чувство страха, на который они агрессивно реагируют. Отмечается большое количество двигательных и речевых стереотипий. Несмотря на тяжесть проявлений, такие дети более адаптированы для жизни, чем относящиеся к первой группе.
  3. Захваченность аутистическими интересами. Ребёнок старается укрыться от внешнего мира в своих интересах, его занятия при этом не носят познавательного характера и проявляются в стереотипичной форме. Увлечения имеют цикличность, такие дети годами могут рисовать, разговаривать на одну и ту же тему или воспроизводить в играх один и тот же сюжет. Интересы зачастую носят агрессивный, мрачный, устрашающий характер.
  4. Чрезвычайная трудность во взаимодействии с окружающей средой. Данный вариант является наиболее лёгким проявлением аутизма. Он характеризуется повышенной ранимостью и уязвимостью ребёнка, избеганием отношений, если он чувствует какую-либо преграду. Также отмечается чувствительность к чужой оценке.

При правильно организованных коррекционных мероприятиях возможно продвижение ребёнка по этим стадиям социальных взаимоотношений и его адаптация к окружающей среде.

Виды аутизма

Виды аутизма

К основным видам аутизма, обозначенным в Международной классификации болезней десятого пересмотра (МКБ 10), относятся ранний детский аутизм, синдром Ретта, синдром Аспергера и атипичный аутизм. Остальные встречаются достаточно редко и относятся к «другим видам аутистических расстройств».

В некоторых исследованиях говорится о постановке диагноза «аутизм» ребёнку не из-за остановки развития, а вследствие утери им языковых или социальных навыков, как правило, в возрасте между 15 и 30 месяцами жизни. Пока не существует единого мнения на счёт данной особенности. Регрессивный аутизм, возможно, представляет собой специфический подтип расстройства.

Ранний детский аутизм, симптомы

Клинические проявления аутизма очень разнообразны. Как правило, их определяют следующие параметры: неравномерное созревание речевой, психической и эмоционально-волевой сферы, отсутствие реакции на обращение, стойкие стереотипии и др. Дети с аутизмом отличаются своим интеллектом, поведением, речью, а также отношением к окружающему миру.

Речевые нарушения

Особенности речевого развития отмечаются примерно в 70% случаев аутизма. Отсутствие речи зачастую является первым признаком, по поводу которого родители обращаются за помощью к логопедам и дефектологам. В среднем первые слова ребёнок начинает говорить к 1 – 1,5 годам, а первые фразы – к 20 – 22 месяцам. Тем не менее, появление первых слов может запаздывать и до трёх-четырёх лет.

Даже если словарный запас ребёнка к двум-трём годам соответствует возрастной норме, при таком расстройстве, как ранний детский аутизм, симптомы в 3 года могут проявляться тем, что он не говорит о себе и не задаёт вопросов, что очень характерно для маленьких детей. Как правило, они напевают или бормочут что-то невнятное. Ребёнок зачастую прекращает говорить уже после того, как его речь сформировалась. Несмотря на то, что с возрастом словарный запас может обогащаться, речь довольно редко используется для коммуникации. Такие дети могут вести монологи, диалоги, декларировать стихи, однако не используют слова с целью общения.

Характерными речевыми признаками у детей-аутистов являются:

  • эхолалии;
  • громкая или, наоборот, шёпотная речь;
  • необычная интонация;
  • игра слов;
  • метафорический язык;
  • неологизмы;
  • нарушение мимической экспрессии;
  • перестановка местоимений;
  • отсутствие реакции на речь других.

Ранний детский аутизм, симптомы

Эхолалией называют повторение ранее произнесённых слов, фраз или предложений. Сами дети при этом не способны строить предложения. К примеру, в ответ на вопрос: «Сколько тебе лет?», ребёнок повторяет: «Сколько тебе лет, сколько тебе лет». На предложение: «Пойдём в магазин», он отвечает: «Пойдём в магазин».

Кроме того, страдающие аутизмом дети не используют местоимение «я», довольно редко обращаются к своим родителям со словами «мама» и «папа». Они часто применяют в своей речи образные обороты, метафоры, неологизмы, что придаёт разговору причудливый оттенок. Крайне редко используется мимика и жесты, что значительно затрудняет оценку их эмоционального статуса. Характерной особенностью является то, что декларируя большие тексты, дети-аутисты с трудом могут начать разговор и в дальнейшем поддерживать его. Все эти речевые особенности отражают нарушения в коммуникативной сфере.

При аутизме ведущей является проблема понимания обращённой речи. Дети с трудом на неё реагируют даже при сохранённом интеллекте. Кроме этого, у них нередко имеются дефекты в речи (дизартрии, дислалии и др.). Ребёнок часто растягивает слова, ставит ударения на последних слогах, сохраняя при этом лепетную интонацию. Поэтому в реабилитации таких детей крайне важным моментом являются логопедические занятия.

Особенности интеллекта

Ранний детский аутизм, симптомы

У большинства детей с аутизмом обнаруживаются особенности познавательной деятельности. Именно поэтому одной из проблем данного расстройства является дифференциальная диагностика его с задержкой психического развития. Согласно проводимым исследованиям у таких детей интеллект в среднем ниже, чем у их сверстников с нормальным развитием. В то же время, он выше, чем при умственной отсталости.

Отмечается также неравномерность интеллектуального развития. Общее число знаний и способность к пониманию некоторых наук у них ниже нормы, однако механическая память и словарный запас развиты лучше. Мышление характеризуется фотографичностью и конкретностью, но его гибкость ограничена. Страдающий аутизмом ребёнок может проявлять повышенный интерес к таким наукам как зоология, ботаника, астрономия. Это говорит о том, что структура интеллектуальных нарушений при аутизме отличается от таковых при умственной отсталости.

У детей-аутистов также ограничена способность к абстракции. Снижение успеваемости в школе во многом обусловлено поведенческими нарушениями. Ребёнок часто проявляет гиперактивное поведение и с трудом концентрируется. Особенно тяжело там, где требуется гибкость мышления и пространственные понятия.

В то же время, примерно 3 – 5% детей, страдающих аутизмом, демонстрируют «особые навыки». Это могут быть математические способности, виртуозная игра на музыкальном инструменте, воссоздание сложных геометрических фигур. Также эти дети могут обладать уникальной памятью на цифры, имена, даты. Их ещё называют «аутистами-гениями». Несмотря на это, все остальные признаки расстройства сохраняются. В первую очередь, преобладает нарушение коммуникации, социальная изоляция, трудности в адаптации.

Ранний детский аутизм, симптомы

Особенности поведения

Поведение детей с аутизмом характеризуется изолированностью, замкнутостью, отсутствием навыков приспособления. Они уходят в свой внутренний мир фантазий, отказываясь от общения с внешним миром, с трудом уживаются в детском коллективе и не переносят места скопления людей в целом.

Как правило, в поведении такого ребёнка преобладают элементы аутоагрессии (агрессии против самого себя). Он проявляет подобное поведение тогда, когда его что-то не устраивает (смена игрушек или обстановки, появление нового человека в окружении). Он может ударить себя, бить по щекам, кусать. Аутоагрессия иногда может переходить в гетероагрессию, направленную на окружающих. Такое поведение является своеобразной защитой детей от возможных изменений привычного уклада жизни.

Ранний детский аутизм, симптомы

Наибольшую сложность в воспитании ребёнка с аутизмом представляет поход в какое-либо общественное место. При этом он может совершать неадекватные поступки – визжать, бить и кусать себя, бросаться на пол. Поэтому перед выходом в любое новое место родителям следует ознакомить ребёнка с предстоящим маршрутом. Смена обстановки должна проходить поэтапно. Это, в первую очередь, касается детского сада или школы. Для начала его нужно ознакомить с маршрутом, а потом с самим местом, где ему предстоит проводить время.

Ритуалы в поведении детей-аутистов касаются окружающей обстановки, одежды, еды, игры. Надевание вещей, приём пищи, игра и любая другая деятельность зачастую сопровождается своеобразными ритуалами. Они могут заключаться в определённом порядке мытья рук, подачи блюд, вставания из-за стола. Ритуалы могут быть непонятными и необъяснимыми. К примеру, попрыгать перед тем, как лечь спать, потрогать плиту перед тем, как сесть за стол, во время прогулки зайти на крыльцо магазина и т.д.

Вне зависимости от формы заболевания поведение аутистов отличается стереотипностью. Принято различать двигательные стереотипии в виде раскачиваний, кивков, прыжков, кружений вокруг своей оси, движений пальцами и т.д. Большинство из них с возрастом проходят и редко встречаются у подростков. Голосовые же стереотипии проявляются в эхолалиях, декларации стихотворений. Также наблюдается стереотипный счёт.

Страхи и фобии

Более чем в 80% случаев ранний детский аутизм сопровождается наличием различных страхов и фобий. Основные виды:

Ранний детский аутизм, симптомы

  • сверхценные страхи – связаны с переоценкой значимости или опасности определённых явлений и предметов (лестницы, высота, темнота, незнакомые люди, животные, одиночество и т.п.);
  • страхи, связанные с визуальными раздражителями (блестящие предметы, мигающие лампы, яркий свет, резкая смена кадра в телевизоре, фейерверки, яркая одежда у окружающих);
  • страхи, связанные со слуховыми раздражителями (гудение лифта, шум воды в трубах и туалете, звуки машин и мотоциклов, бытовые предметы – фен, пылесос, электробритва);
  • страхи, связанные с тактильными раздражителями (дождь, снег, вода, вещи из меха);
  • бредоподобные страхи (объекты определённого цвета или формы, собственная тень, любые отверстия в стенах (розетки, вентиляция), определённые люди, иногда даже родители).

Синдром гиперактивности

Данный синдром наблюдается примерно в 60 – 70% случаев расстройства. Он проявляется повышенной активностью, неусидчивостью, постоянным движением. Всё это может сопровождаться такими явлениями, как возбудимость, крики, расторможённость. Если попытаться остановить ребёнка или что-то у него забрать, то это ведёт к реакциям протеста, во время которых он падает на пол, бьётся, кричит, ударяет себя. Почти всегда синдром гиперактивности сопровождается дефицитом внимания, что, в свою очередь, вызывает определённые сложности в коррекции поведения. Такие дети растормошены, не способны на чём-либо концентрироваться, не могут сидеть и стоять на одном месте.

Отсутствие устойчивого чувства самосохранения

В некоторых случаях расстройства у детей нарушено чувство самосохранения. Примерно у 20% отсутствует «чувство края». Такой ребёнок опасно свешивается за борт коляски или перелезает за стенки кроватки и манежа. Нередко дети могут спонтанно выбежать на дорогу, зайти в воду до опасной глубины или спрыгнуть с высоты. Кроме того, у многих из них не закрепляется отрицательный опыт порезов, ожогов и ушибов. Дети более старшего возраста лишены защитной агрессии и не могут постоять за себя.

Нарушения в эмоциональной сфере

Ранний детский аутизм, симптомы

У детей с аутизмом уже с первых лет жизни отмечаются расстройства эмоциональной сферы, характеризующиеся неспособностью идентифицировать свои эмоции и понимать чужие. Ребёнок не может радоваться чему-то или сопереживать, с трудом проявляет собственные чувства. Даже если он по картинкам заучит название эмоций, то впоследствии всё равно не способен применить свои знания в жизни. Подобное отсутствие эмоционального отклика обусловлено во многом социальной изолированностью ребёнка.

Расстройства эмоциональной сферы выражаются также в отсутствии восприятия окружающего мира. К примеру, ребёнку сложно представить себе свою комнату, даже зная все находящиеся в ней предметы наизусть. Не имея представления о собственной комнате, он также не может представить себе внутренний мир другого человека.

Особенная игра

Некоторые дети с аутизмом игнорируют игрушки полностью, и игра отсутствует вовсе. У других она ограничивается однотипными простыми манипуляциями с одной игрушкой. Нередко в игре участвуют посторонние, не относящиеся к игрушкам предметы. Игры, как правило, происходят в одиночестве в уединённом месте.

Диагностика раннего детского аутизма

Согласно Международной классификации болезней десятого пересмотра (МКБ 10), диагностическими критериями данного расстройства являются:

  • качественные нарушения общения;
  • качественное нарушение социального взаимодействия;
  • стереотипность форм поведения, активности и интересов.

Диагностика раннего детского аутизма

Диагноз ставится после наблюдения за ребёнком коллегиальной комиссией в составе врача педиатра, детского невролога, психиатра, психолога, логопеда и других узких специалистов. В ходе диагностики широко используются различные опросники, тесты измерения уровня развития и интеллекта.

Уточняющее обследование может включать в себя электроэнцефалографию (ЭЭГ), магнитно-резонансную и компьютерную томографию (МРТ и КТ) головного мозга при наличии судорожного синдрома, а также консультацию гастроэнтеролога при пищеварительных расстройствах, консультацию врача-генетика и генетическое исследование и т.д.

Лечение раннего детского аутизма

На сегодняшний день излечение раннего детского аутизма невозможно, поэтому медикаментозная терапия строится по синдромальному принципу. При необходимости используются психостимуляторы, противосудорожные препараты, антипсихотики и т.д. Имеются данные о положительных результатах электроакупунктуры.

Основную роль в лечении данного заболевания играют психолого-педагогическая коррекция, психотерапия, занятия с логопедом и дефектологическая помощь. В работе с детьми, страдающими аутизмом, используется арт-терапия, музыкотерапия, иппотерапия, дельфинотерапия, трудотерапия, игротерапия, логоритмика. В процессе обучения такого ребёнка педагогам следует ориентироваться на его сильные стороны (преобладающие интересы, нацеленность на учёбу, способность к языкам или точным наукам и т.п.).

Лечение раннего детского аутизма

Основное внимание уделяется психоэмоциональной коррекции, а также созданию благоприятных условий для развития детей-аутистов:

  • прививание жизненно необходимых навыков;
  • строгий распорядок дня;
  • избегание резкой смены обстановки и привычек;
  • постоянное пребывание с ребёнком, общение с ним;
  • максимально комфортный телесный контакт;
  • совершение различных физических упражнений;
  • избегание стрессов и переутомления;
  • отсутствие спешки в обучении.

Инвалидность при аутизме

Аутизм

При данном расстройстве полагается группа по инвалидности. Следует понимать, что она предполагает не только лишь денежные выплаты, но и помощь в реабилитации. Льготы для детей-аутистов, оформивших инвалидность, включают в себя налоговые вычеты на лечение, оформление в логопедический сад или группу, бесплатное посещение специализированных образовательных учреждений, возможность обучаться по индивидуальной программе, санаторно-курортное лечение, помощь в социальной, психологической и профессиональной реабилитации.

Чтобы оформить инвалидность, нужно обследоваться у психиатра, психолога и чаще всего необходимо стационарное лечение. Можно также наблюдаться и в дневном стационаре, если таковые имеются. Помимо стационарного наблюдения требуется пройти обследование у детского невролога, офтальмолога, отоларинголога, логопеда, а также сдать общий анализ крови и мочи. Все результаты обследования заносятся в специальную медицинскую форму. Если ребёнок посещает детский сад или школу, необходима также характеристика. После этого психиатр направляет на медицинскую комиссию.

Заключение

Из-за невозможности полного излечения детского аутизма расстройство сохраняется в подростковом и взрослом возрасте. При помощи ранней, комплексной и постоянной лечебно-коррекционной реабилитации у 30% детей получается достичь приемлемой социальной адаптации. Без оказания специализированной помощи и сопровождения дети остаются глубокими инвалидами, не способными к самообслуживанию и социальным контактам, почти в 70% случаев.

По окончании университета прошла интернатуру по направлению «Неонатология» в СамГМУ. После завершения профессиональной подготовки, и по настоящее время, работаю врачом-неонатологом в ГУЗ Городская клиническая больница №1 (Перинатальный центр) г. Ульяновск.
Оценка статьи

Мы приложили много усилий, чтобы Вы смогли прочитать эту статью, и будем рады Вашему отзыву в виде оценки. Автору будет приятно видеть, что Вам был интересен этот материал. Спасибо!

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (9 оценок, среднее: 4,56 из 5)
Загрузка...
Вам будет интересно
К этой статье пока нет комментариев. Сделайте это первым!

Напишите Ваш комментарий