УСТАМИ ВРАЧЕЙ — это медицинский интернет-проект, исключительной особенностью которого является то, что обо всех известных заболеваниях и состояниях организма человека рассказывают профессионалы своего дела.

Можно ли жить с синдромом Аспергера?

Слово «аутист» у многих ассоциируется зачастую с образом такого ребёнка, который совсем не разговаривает с окружающими и проводит всё своё время, смотря в одну и ту же точку и раскачиваясь при этом из стороны в сторону. Однако, на самом деле многие люди, вне зависимости от возраста и пола, имеют те или иные расстройства аутистического характера. Как и все остальные, они имеют семьи, ходят на работу и ведут вполне активную социальную жизнь. Согласно разным оценкам, в той или иной форме аутизм имеют до двух человек из ста.

Синдром Аспергера

В России такие люди совершенно невидимы для окружающих и даже для специалистов в области медицины. Они вычеркнуты из системы медицины, психиатрии и психологической помощи. С точки зрения официального российского здравоохранения их нет. Болезнь Аспергера — один из довольно распространённых диагнозов, но взрослым в России его не ставят, только детям. Данная ситуация абсурдна, поскольку этот синдром представляет собой врождённое и неизлечимое расстройство психики.

Суть проблемы в том, что раньше было принято считать, будто лёгкие формы аутизма к совершеннолетию либо исчезают, либо перетекают в более тяжёлые. Хоть это уже давно опровергнуто специалистами в области медицины и зарубежными учёными. Однако в России каких-либо мер по изменению медицинской практики в данной области ещё не принято: при достижении человеком совершеннолетия диагноз либо снимают, либо записывают его в классические аутисты (при очень плохой социальной адаптации).

Большинство людей при такой системе предпочитает вовсе не иметь официального диагноза и в результате остаётся один на один со своими проблемами. Таким образом, образуется некий замкнутый круг, состояние человека, оставшегося без специализированной помощи, в результате часто усугубляется, и вытащить себя из него он может только сам.

Синдром Аспергера – это генетическое заболевание, проявляющееся комплексом поведенческих нарушений в виде сложной социальной адаптации, неприспособленности к нестандартным ситуациям, а также ограниченным и стереотипным репертуаром занятий и интересов. От классического аутизма он отличается тем, что речь и интеллект в целом сохранны на фоне незначительного снижения концентрации внимания и умственных способностей.

Этот синдром назван в честь австрийского врача педиатра Ханса Аспергера, который наблюдал группу детей с похожими симптомами и охарактеризовал их как «аутистическая психопатия». В психиатрии с 1981 года закреплено название за этим расстройством как «синдром Аспергера».

Статистика

Оценка распространённости данной патологии значительно варьирует. Анализ исследований детей за 2003 год выявил, что частоту встречаемости синдрома Аспергера можно оценить как 0,26 на 1000 детей. Однако, согласно данным Британского национального аутистического общества, его распространённость у пациентов с IQ равным 70 и более составляет 3,6 на одну тысячу.

Синдром Аспергера наиболее часто встречается у мальчиков, чем у девочек. Отношение заболеваемости мальчиков к девочкам составляют в пределах от 1,6:1 до 4:1.

Большинство исследований подтверждают тот факт, что больные, у которых в детстве наблюдались наиболее высокие способности к выполнению сложных заданий, в дальнейшем гораздо легче адаптировались в социальной сфере и лучше понимали окружающих. Похожая ситуация у детей, с которыми с самого раннего возраста активно занимались родители или психологи.

Исследования подтверждают, что у наибольшего числа детей с синдромом Аспергера выявляется значительное улучшение в школьном и подростковом возрасте, после окончания школы сменяющееся у многих регрессом. Общим выводом почти всех исследований является то, что у взрослых заболевание менее выражено, чем в детском и подростковом возрасте.

Статистика

Исторические сведения

Синдром Аспергера, который был назван в честь австрийского психиатра Ганса Аспергера, является довольно новым диагнозом в области нарушений аутистического спектра. В детстве сам Аспергер проявлял некоторые свойства названного его именем синдрома, а именно способность к языку и замкнутость. В 1944 году он выделил и описал из своей практики четверых детей, у которых наблюдались проблемы с социальной адаптацией. У них не отмечались невербальные коммуникативные навыки, они не умели проявлять эмпатию (чувство сопереживания) к окружающим и были заметно неуклюжими. Аспергер это состояние назвал «аутистической психопатией», ведущим признаком которой считал социальную изоляцию. Спустя полвека было представлено несколько предварительных стандартизаций данного синдрома как медицинского диагноза. Однако некоторые из них сильно отличались от оригинальной работы австрийского психиатра.

В сегодняшнем понимании, в отличие от синдрома Аспергера, аутистическая психопатия могла быть выявлена у пациентов, имеющих любой интеллектуальный уровень, в том числе и умственно отсталых. Ганс Аспергер страстно защищал ценность таких индивидов. Своих юных пациентов он называл «маленькими профессорами» и искренне верил, что в будущем некоторые из них могут оказаться очень способными к оригинальному мышлению и значительным достижениям.

Синдром Аспергера в 1992 году стал стандартным диагнозом, когда он был включён в международную классификацию болезней десятого пересмотра (МКБ-10 — издание Всемирной организации здравоохранения).

На данный момент синдром описывается в сотнях статей, книг и сайтов. Довольно резко повысились оценки частоты встречаемости расстройств аутистического спектра, одним из которых является и синдром Аспергера. Дальнейших исследований требует фундаментальный вопрос, правильно ли его рассматривать как отдельное нарушение, ведь всё ещё не получено достоверного экспериментального подтверждения критериев.

История

Причины

Изучение причин развития синдрома Аспергера продолжается вплоть до настоящего времени и довольно далеко от завершения. До сих пор ещё не выявлено происхождение и развитие заболевания.

В качестве основной теории выдвигается мнение об аутоиммунной реакции организма матери, которая в свою очередь вызывает повреждение головного мозга у плода. До настоящего времени ещё не нашла достоверного подтверждения гипотеза гормонального сбоя у ребёнка (изменения уровня кортизола и тестостерона). Кроме того, исследуется связь между расстройствами аутистического характера и такими патологиями как недоношенность, синдромом дефицита внимания с гиперактивностью и др.

Не менее вероятными факторами риска возникновения синдрома Аспергера считаются наследственная предрасположенность, принадлежность к мужскому полу, внутриутробные вирусные инфекции (герпес, краснуха, корь, токсоплазмоз, цитомегаловирус и др.), воздействие на плод токсических веществ в ранние сроки беременности.

Патогенез

По поводу механизма развития детского аутизма существует несколько объяснений, однако, ни одно из них не является полным. Вполне вероятно, что происхождение синдрома Аспергера зависит от факторов, оказывающих влияние не местно, а на все или многие системы головного мозга. Хоть специфические основы данной патологии или факторов, которые отличают его от других аутистических нарушений, неизвестны, и всё ещё не найдено общей патологии для всех лиц с этим заболеванием, всё же возможно, что механизм его возникновения отличается от других форм аутизма.

Нейроанатомические исследования указывают на веские основания предполагать, что изменения в ходе развития головного мозга происходят вскоре после зачатия. Патологическая миграция клеток в период эмбрионального развития может оказать прямое влияние на структуру и функционирование мозга, что в дальнейшем приводит к изменениям нервных путей, которые управляют поведением и мышлением.

Существует так называемая теория недостаточной связности, которая предполагает неполноценное функционирование высокоуровневых нейронных связей наряду с избыточной низкоуровневой обработкой. Она сопоставляется с теориями общей обработки, говорящими о том, что ограниченная возможность видеть картину целиком является первоочередной причиной нарушений аутистического характера.

Также имеет место теория системы зеркальных нейронов. Она предполагает, что изменения в развитии этой системы мешают подражанию и приводят к основной проблеме заболевания: нарушению социального взаимодействия. Эта теория отлично сочетается с так называемыми теориями социального мышления, по которым аутистическое поведение происходит от нарушений понимания собственного или чужого психического состояния.

Существуют также и другие возможные механизмы, которые включают в себя дисфункцию серотонина и мозжечка.

Патогенез

Клиническая характеристика синдрома Аспергера

Особенности интеллекта

В основном, коэффициент интеллекта у детей с синдромом Аспергера находится в пределах возрастной нормы или может даже иногда её превышать. Однако, во время их обучения выявляется недостаточный уровень осмысления, развития абстрактного мышления, а также отсутствие способности к самостоятельному решению задач. При энциклопедических знаниях и необыкновенно феноменальной памяти такие дети зачастую не могут в нужных ситуациях адекватно применить имеющиеся знания. Кроме того, они довольно часто добиваются больших успехов в областях, которыми очень увлечённо интересуются: как правило, это история, математика, программирование, география, философия.

Круг интересов такого ребёнка значительно ограничен, но своим увлечениям он отдаётся фанатично и страстно. При этом чрезмерно концентрируется на мелочах, сосредотачивается на деталях, можно сказать, зацикливается на своём хобби, а также постоянно пребывает в мире своих собственных мыслей и фантазий.

Как правило, у детей с синдромом Аспергера не наблюдается темповой задержки речевого развития, а примерно к пяти-шести годам оно может значительно опережать сверстников. Их речь грамматически правильная, однако, отличается монотонностью, ускоренным или медленным темпом и неестественным тембром голоса. Такого ребёнка зачастую называют «маленьким профессором» из-за излишней академичности, книжного стиля речи и наличия речевых шаблонов.

Такие дети могут достаточно долго и очень подробно рассказывать собеседнику об интересующих их вещах, даже не отслеживая его реакцию. Они зачастую не способны начать разговор первыми или поддержать беседу, выходящую за пределы их интересов. Таким образом, несмотря на довольно высокие речевые навыки, дети не способны использовать свой язык как средство общения.

Клиника

Социальные трудности

Синдром Аспергера у детей является довольно сложным общим нарушением, которое накладывает отпечаток на все личностные стороны ребёнка. Данное расстройство включает значительные трудности социализации, очень интенсивные, но при этом узконаправленные интересы, а также особенности речевого поведения. Дети с этим синдромом, как правило, имеют средний, а иногда даже и выше среднего, интеллект.

Характерные признаки обычно становятся заметными примерно к двум-трём годам жизни ребёнка и могут варьировать от умеренно выраженных до тяжёлых. В грудном возрасте синдром Аспергера может проявляться в виде повышенного спокойствия малыша или, наоборот, подвижностью, раздражительностью, нарушением сна (плохим засыпанием, чувствительным сном, частыми пробуждениями и т.п.), избирательностью в питании. Довольно рано появляются специфические нарушения общения. Посещающие детский сад дети с большим трудом расстаются со своими  родителями, тяжело привыкают к новым условиям, не вступают в дружбу с другими детьми, не играют с ними, предпочитая держаться обособленно.

Сложности адаптации делают такого ребёнка более уязвимыми перед инфекциями, поэтому детей с болезнью Аспергера относят к категории часто болеющих, что ещё больше усугубляет их социальное взаимодействие со сверстниками, и в дальнейшем признаки синдрома к школьному возрасту становятся ярко выраженными.

Нарушение социального поведения проявляется в отсутствии чувствительности к чувствам и эмоциям окружающих людей и неспособности к выражению своего собственного эмоционального состояния. Из-за этого они часто кажутся чёрствыми, бестактными и эмоционально холодными. Многие из таких детей плохо переносят даже лёгкие прикосновения других людей, почти не смотрят в глаза своему собеседнику или смотрят особенным фиксированным взглядом (будто на неодушевлённый предмет).

Большие трудности ребёнок испытывает во время общения со сверстниками, предпочитая этому общество детей более младшего возраста или взрослых. При взаимодействии с другими детьми он пытается навязать окружающим свои собственные правила, не может сотрудничать, принимать чужие идеи и не идёт на компромисс. Детский коллектив в свою очередь начинает отталкивать такого ребёнка, и это в дальнейшем приводит к ещё большей его социальной изоляции. Подростки очень сложно переносят одиночество, у них наблюдается депрессия, склонность к алкогольной или наркотической зависимости и даже к суициду.

Особенности моторной и сенсорной сферы

Дети с синдромом Аспергера характеризуются выраженным расстройством сенсорной чувствительности, проявляющимся в повышенной восприимчивости к разным звуковым, визуальным или тактильным стимулам (например, прикосновениям к телу, яркому свету, звуку капающей воды и т.п.).

С самого детства их отличает излишняя стереотипность поведения и педантичность. Ежедневно они следуют рутинным ритуалам, и какое-либо изменение порядка или условий действий приводит их в крайнее замешательство, вызывает сильное беспокойство и тревогу. Достаточно часто эти дети имеют определённые гастрономические пристрастия, а любые новые блюда категорически отрицают.

Ребёнок с болезнью Аспергера может иметь довольно необычные навязчивые страхи (боязнь ветра, дождя, грозы и т.п.), которые заметно отличаются от страхов их сверстников. При этом у них может отсутствовать необходимая осторожность и инстинкт самосохранения в опасных ситуациях.

Как правило, у таких детей нарушена моторика и координация движений. Они дольше своих сверстников учатся завязывать шнурки и застёгивать пуговицы, в школе имеют неаккуратный и неровный почерк, из-за чего постоянно получают замечания. У них могут также наблюдаться неуклюжесть, стереотипные навязчивые движения, нарушения осанки и походки.

Моторика

Другие характеристики

У лиц с синдромом Аспергера могут также наблюдаться и другие симптомы, которые не имеют диагностической ценности, но при этом влияют на жизнь их самих или их семей. Эти проявления включают в себя изменения восприятия, проблемы со сном, эмоциями и моторными навыками.

Эти люди обладают способностью к распознаванию слуховой и визуальной информации ниже среднего в одних областях и выше среднего в других. Такие дети лучше, чем обычные, замечают даже незначительные изменения в известных шаблонах, к примеру, в сортировке хорошо известных изображений или объектов. В отличие от лиц с классическим аутизмом, они показывают более плохие результаты в выполнении задач касаемо зрительного или слухового восприятия, а также зрительной памяти.

Довольно многие исследования людей с синдромом Аспергера обнаруживают и иные особенности восприятия или необычные способности. Чувствительность их к зрительным или слуховым стимулам может быть необычно низкой или высокой. Это свойственно не только лишь расстройствам аутистического характера, но и другим нарушениям развития. Имеются незначительные данные об их неспособности к привыканию при усилении реакции «сражайся или беги», однако, более убедительными являются свидетельства в пользу ослабленной реакции на сенсорные стимулы, хоть при этом некоторые исследования вовсе не обнаружили разницу.

Помимо того, оригинальные работы самого Ганса Аспергера и другие диагностические схемы также включают в себя физическую неуклюжесть. Дети с этим синдромом могут значительно отставать в развитии навыков, которые требуют ловкости, например, таких как езда на велосипеде. Они могут чувствовать себя «неудобно в собственной шкуре» или двигаться неуклюже. Координация движений у них бывает нарушена, кроме того, может наблюдаться странная походка или поза, неаккуратный почерк.

Такие дети нередко испытывают трудности с ощущением положения своего тела (так называемой проприорецепцией), неумением совершать обычную последовательность движений, (к примеру, открывание двери ключом). Они зачастую страдают от проблем с сохранением равновесия, тандемной походкой (при которой пальцы одной ноги касаются пятки другой на каждом шаге) и прикладыванием большого пальца руки к другим её пальцам.

Нет никаких свидетельств, что эти признаки отличают синдром Аспергера от других аутистических расстройств. Однако такие дети испытывают проблемы со сном чаще других (трудное засыпание, частые пробуждения ночью и раннее пробуждение по утрам). Синдром Аспергера также ассоциируется со сложностью распознавания и описывания эмоций других людей (так называемой алекситимией). Хотя причинно-следственные связи последних остаются до сих пор невыясненными.

Несомненно, родители детей с расстройствами аутистического характера, в том числе и с синдромом Аспергера, страдают от постоянно повышенного уровня стресса.

Синдром Аспергера у взрослых

Клиника

Лечение начинают с момента появления первых симптомов заболевания. Если же родители вместе со специалистами с ранних лет не занимались коррекцией коммуникативных навыков, то болезнь может прогрессировать. Пациенты во взрослом возрасте испытывают выраженную социальную изоляцию. В коллективе они с большим трудом находят общий язык, не могут поддерживать дружеские отношения, а также имеют проблемы в личной жизни.

Среди них никогда не встречаются крупные руководители или даже менеджеры. Они могут иметь достаточно высокий уровень интеллекта, до малейших деталей знать предприятие, но при этом предпочитать обычную рутинную работу. Успехи в карьере совершенно их не волнуют. Более того, такие люди нередко становятся изгоями общества из-за кажущейся невежливости. Они часто прерывают разговор и делают нетактичные замечания, а также отказываются соблюдать правила этикета, если не видят в них никакого смысла.

Жизнь в обществе

Люди с синдромом Аспергера зачастую называют себя «аспи». Аутисты выступали в поддержку изменений восприятия аутистических нарушений не как болезней, которые нужно вылечить, а как сложных синдромов. Сторонники данной точки зрения не согласны с тем, что есть некая идеальная конфигурация головного мозга, и какое-либо отклонение от неё является патологией.

Таким образом, они пропагандируют толерантность к так называемому нейроразнообразию. Кроме того, существует контраст между позицией родителей детей с этим синдромом, которые, как правило, ищут лечение и какую-то помощь для своих детей и позицией взрослых людей, которые зачастую горды своей идентичностью и не хотят, чтобы их лечили.

Некоторые специалисты считают, что синдром Аспергера стоит рассматривать не как нарушение или даже инвалидность, а как некий когнитивный стиль, и что его следует исключить из списка психиатрических патологий подобно гомосексуализму. Имеется мнение, что гены, которые создают своеобразную комбинацию способностей, соответствующую данному синдрому, сформировались в ходе довольно недавней человеческой эволюции и тем самым внесли значительный вклад в историю человека.

Жизнь в обществе

Диагностика

Выявить синдром Аспергера довольно непросто, так как его симптомы схожи с таковыми при других психических расстройствах. Но чем раньше будет обнаружено заболевание, тем лучше будет проходить адаптация такого человека в обществе.

Первые признаки синдрома могут быть обнаружены родителями, воспитателями, школьными учителями или врачами, наблюдающими за развитием ребёнка (детским неврологом, педиатром, психологом, логопедом, и др.). Но право окончательного подтверждения диагноза остаётся за психиатром. В диагностике данного синдрома широко применяются генетические исследования, а также методы наблюдения за ребёнком, анкетирования, интервьюирования его родителей и педагогов, нейропсихологические тесты.

С целью исключения органических поражений головного мозга может также потребоваться проведение инструментальной диагностики (электроэнцефалография, магнитно-резонансная томография).

Дифференциальная диагностика

Некоторые симптомы болезни Аспергера характерны и для других заболеваний, поэтому очень важно отсеять всё лишнее. Как правило, тестирование помогает исключить синдром дефицита внимания с гиперактивностью, обсессивно-компульсивное расстройство, неврастению, различные формы депрессивных состояний. Также необходимо помнить, что все эти патологии могут иногда сочетаться с синдромом Аспергера. К тому же его зачастую путают с классическим аутизмом (так называемым синдромом Каннера). Однако между этими заболеваниями есть различия:

  • классический аутизм проявляется уже в первые годы жизни, а синдром Аспергера невозможно диагностировать до трёх-четырёх лет;
  • при аутизме зачастую нарушена речевая функция, в то время как при синдроме Аспергера словарный запас соответствует уровню здоровых детей аналогичного возраста или даже превосходит его; более того, такие дети начинают говорить значительно раньше, чем ходить;
  • у аутистов интеллект значительно снижен, а у половины даже отмечается умственная отсталость, при Аспергере же интеллектуальные способности не отстают от нормальных или даже превосходят их;
  • лица с классическим аутизмом живут как бы в своём собственном мире и зачастую прогнозы относительно их социальной адаптации довольно неутешительны, вдобавок многие из них больны шизоидной психопатией. В то же время, несмотря на некоторые особенности своего поведения, люди с синдромом Аспергера способны вести вполне нормальную жизнь, особенно если с таким ребёнком работают специалисты, облегчая процессы налаживания его контакта с окружающим миром.

Лечение

Устранить синдром Аспергера невозможно, так как это генетическое заболевание. Его лечение направлено на смягчение симптомов патологии, снижающих качество жизни, а также обучение пациента социальным, речевым и коммуникационным навыкам, которые он не может приобрести самостоятельно. Конечно же, оно комплексное и полностью зависит от симптомов у конкретного человека. Например, может требоваться помощь следующих специалистов.

Психолог в большей мере ответственен за результаты лечения. Он помогает ребёнку с синдромом Аспергера взаимодействовать с обществом, научиться понимать настроение собеседника и воспринимать скрытые посылы, которые при общении люди адресуют друг другу.

Логопед. У детей с синдромом Аспергера словарный запас достаточно велик, но дело больше не в том, что ребёнок говорит, а как он делает это. Логопед помогает придать эмоциональную окраску и «живые» интонации его разговорам, сделать речь насыщеннее.

Педагог — дефектолог. Как и психолог, он помогает ребёнку с таким синдромом ориентироваться в окружающем мире. Помимо того, он может найти правильный подход и в плане обучения.

Общая терапия: лечебная физкультура, массаж, физиопроцедуры. Все эти методы помогают не только убрать неловкость движений, но и способствуют расслаблению и восстановлению всего организма в целом.

Лечение

Если ребёнок становится замкнутым, начинает получать удовольствие от одиночества и не нуждается в обществе даже самых близких (родителей, братьев и сестёр), нужно срочно принимать необходимые меры. Если же не проводить коррекцию на раннем этапе, то это может заметно ухудшить качество взрослой жизни и приводит к возникновению психических расстройств. Лица с синдромом Аспергера, не получившие лечения в детстве, в подростковом возрасте могут проявлять суицидальные наклонности.
Будущим родителям необходимо избегать вредных привычек и тщательно следить за своим здоровьем. А в случае выявлении каких-либо странностей в поведении малыша следует незамедлительно отвести его к специалисту, ведь психическое здоровье ребёнка имеет такое же важное значение, как и физическое.

Заключение

У людей с такой патологией есть все шансы стать вполне нормальными членами общества. Некоторые особенности, несомненно, останутся с человеком на всю жизнь, но стоит помнить, что каждый человек является по-своему особенной личностью. Зачастую люди с синдромом Аспергера находят себя в точных науках: физике, математике, сфере IT и т.д. Более того, таким синдромом обладали некоторые известные личности, например, Эйнштейн, Ньютон и другие.

Мария Казакова
По окончании университета прошла интернатуру по направлению «Неонатология» в СамГМУ. После завершения профессиональной подготовки, и по настоящее время, работаю врачом-неонатологом в ГУЗ Городская клиническая больница №1 (Перинатальный центр) г. Ульяновск.
Оценка статьи

Мы приложили много усилий, чтобы Вы смогли прочитать эту статью, и будем рады Вашему отзыву в виде оценки. Автору будет приятно видеть, что Вам был интересен этот материал. Спасибо!

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (3 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...
К этой статье пока нет комментариев. Сделайте это первым!

Напишите Ваш комментарий